«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный…», - писал немецкий педагог-демократ 19 века Адольф Дистервег.
В этом состоит суть системно-деятельностного подхода, который является основой образовательных стандартов нового поколения.
Основные задачи образования сегодня – не вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, развить стремление к саморазвитию. Для того чтобы знания школьников были результатом их собственных поисков, необходимо организовать данный процесс, управлять учениками, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
Данная тема была поднята на межрегиональном семинаре, проходившем в конце октября на базе лицея г.Малмыжа в рамках деятельности региональной инновационной площадки. Он назывался «Реализация системно-деятельностного подхода в организации общего и дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС».
Семинар открыла директор лицея С.А.Плишкина. Отметив актуальность и значимость данной темы, она пожелала всем плодотворной и творческой работы. В этот день в лицее собрались педагоги не только Малмыжского района, но и соседних республик Татарстан и Марий Эл.
С приветственным словом к участникам семинара обратились начальник отдела Юго-Восточного образовательного округа министерства образования Кировской области П.В.Решетников; начальник управления образования администрации Малмыжского района В.В.Остренко; Н.В.Носова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой предметных областей Института развития образования Кировской области. Далее С.А.Плишкина и заместитель директора по учебно-воспитательной работе А.М.Мухамадеева представили визитную карточку лицея и опыт реализации системно-деятельностного подхода в образовательном учреждении.
Затем семинар был организован по четырем образовательным линиям, в каждой из которых учителя посетили открытые предметные уроки и занятия внеурочной деятельности. Группам раздали рефлексивные листы, чтобы все проанализировать, сделать выводы и в конце семинара вынести определенные решения.
Преподаватели поделились своими педагогическими находками на уроках математики, русского и английского языков, изобразительного искусства, а также показали, как можно интересно провести внеурочные занятия. Педагоги использовали современные педагогические приемы и технологии, методы и формы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. И школьники старались: бойко отвечали на вопросы, пытались формулировать проблемы и находить пути их решения. Все это создавало на уроках атмосферу сотрудничества и сотворчества.
Также была освещена проектная деятельность лицея. Например, заместитель директора по научно-методической работе Ю.А.Кошкина презентовала проект «Академия «Эврикум»; учитель истории и обществознания И.А.Трухина рассказала о деятельности лаборатории «Школа проектов» и предоставила слово для презентации проектов ученикам и их руководителям.
При подведении итогов семинара в режиме «открытого микрофона» участники высоко оценили работу коллег, выразили благодарность педагогическому коллективу за четкую организацию и практическую направленность проведенного мероприятия, а также высказали надежду на дальнейшее сотрудничество.
Екатерина Асмадьярова, фото автора.