
Все дальше и дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Все меньше остается свидетелей той страшной эпохи. И тем ценнее для новых поколений написанные о войне литературные произведения.
Чтобы дети поняли все величие подвига их дедов и прадедов, чтобы оценили, какими усилиями завоевано счастье, они должны читать и осмысливать эти стихи, рассказы и повести. И не только те, что стоят в школьной программе.
Эту цель и преследовал очередной литературный праздник, проходивший в лицее г.Малмыжа в дни весенних каникул. Его посвятили 75-летию Победы и дали название «Мы помним, мы гордимся». На мероприятие собрались ребята с 4 по 10 класс из четырнадцати школ района.
Дома они писали сочинения-эссе на заданную тему, иллюстрировали произведения советских и российских писателей, делали стенную газету. А в ходе самого праздника-конкурса читали стихи о войне и инсценировали прозу.
Начали мероприятие с минуты молчания, что дало возможность как можно серьезнее сосредоточиться и настроиться на нужный лад. Ведь тема серьезная и ответственная.
Первое отделение конкурса было посвящено чтению стихов. Заявился на него 21 участник. Стихи ребята выбрали самые разные. Были те, что постоянно на слуху, читали и такие, которые звучат очень редко, но от этого не менее пронзительны и патриотичны.
После напутствия председателя жюри - заведующей районным методическим кабинетом Н.И.Татимовой (конкурс предполагал наличие комиссии, которая определяет лучших), ребята начали выступления.
Первой ведущие пригласили на сцену ученицу 6 класса Мари-Малмыжской школы Таню Дегтереву. Она исполнила стихотворение О.Мальцевой-Арзиани «Молитва маленького сироты». И так это получилось у нее трогательно и проникновенно, что равнодушных в зале не было.
Впрочем, все участники готовили свои выступления очень тщательно. Старались читать громко, с соблюдением всех логических и психологических пауз, следили за мимикой, жестами, позой.
Некоторые разыгрывали настоящие мини-спектакли. Ученик 6 класса школы №2 Никита Катков, например, вышел на сцену с баяном и после небольшого музыкального вступления прочитал стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста». Ребята из этой же школы Светлана и Иван Рыловы известное стихотворение-песню Булата Окуджавы «До свидания, мальчики» читали вдвоем. Было немало и других интересных задумок и ходов.
Восьмиклассник из лицея Олег Валеев прочитал стихотворение собственного сочинения «Спустя года», чем привел и зрителей, и членов жюри в неописуемый восторг.
Были моменты, когда слезы сами текли по щекам. Происходило это во время звучания «Баллады о матери» поэтессы О.Киевской, отрывка из поэмы о Зое Космодемьянской и других стихов.
Было в этой номинации и чтение прозы. Учить наизусть ее, как известно, значительно сложнее. Тем ценнее выступления. Впечатлило исполнение ученицей 9 класса школы с.Ст.Тушка Софьей Осиповой «Монолога о войне» автора К.Маркевич. Девятиклассница из Аджима Алина Лаврик подготовила на конкурс рассказ о боевом прошлом своего земляка – сапера Василия Константиновича Манакова. А ученица 6 класса школы с.Т.В.Гоньба Лилия Камалиева прочитала отрывок из книги С.Алексевич «Последние свидетели».
Второе отделение конкурса инсценировок литературных произведений о войне открыл его ведущий - лицеист Никита Ильяков. Выйдя на сцену со своим другом – баяном он исполнил песню «Георгиевская лента».
А потом зрители и жюри с большим интересом смотрели на сцену, наблюдая за разворачивающимися там событиями.
Все инсценировки были очень продуманы и хорошо подготовлены. Ребята использовали подходящие случаю костюмы и декорации, что помогало представить ситуацию. Все играли как настоящие актеры – трепетно, открыто, с душой и пониманием того, что исполняют.
Начали конкурс ребята из школы д.Кинерь показом отрывка из рассказа Алексея Толстого «Русский характер». Этот же отрывок позднее сыграли и юные актеры из с.Ст.Ирюк.
Были тут и «Сын полка» А.Катаева (шк.№2), и «Подранки» Н.Губенко (лицей), и «Блокадные новеллы» (Ральники), и «Аты-баты, шли солдаты» (Калинино), и «Седьмая симфония» Т.Цинберг (Т.В.Гоньба).
Но, пожалуй, превзошли всех своим артистизмом и еще умением танцевать ребята из школы с.Рожки, которые показали отрывок из «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. Они инсценировали сцену прохождения Алексеем Маресьевым, уже лишившимся обеих ног, медкомиссии.
Сложно, как это бывает всегда на таких конкурсах, пришлось комиссии определить лучших.
В итоге за стенгазеты первое место присудили лицею, второе – школе с.Ст.Тушка, третье - школе с.Т.В.Гоньба. Лучшей иллюстрацией признали рисунок из школы №2, второе место занял рисунок из лицея, третье – из школы с.Рожки.
Что касается эссе, то тут лидером стала восьмиклассница из Старобурецкой школы Вероника Калинина, второе место занял Ильмир Халиуллин (Т.В.Гоньба), третье – Алина Гаврилова из Кинерской школы.
Со стихами все оказалось сложнее. Тут пришлось выделить и возрастные номинации, и жанровые.
За чтение прозы первое место бесспорно оказалось за Софьей Осиповой (Ст.Тушка), второе – за Лилией Камалиевой (Т.В.Гоньба) и третье – за Алиной Лаврик (Аджим). Олег Валеев получил специальный диплом за исполнение собственного стихотворения.
Остальные конкурсанты были поделены на две возрастные группы: 5 - 7 класс и 8 - 10 класс. В младшей группе места распределились так: первое - Анастасия Галимуллина (лицей), два вторых Луиза Марасанова (лицей) и Татьяна Дегтерева (Мари-Малмыж), три третьих – Кристина Янникова (Ст.Бурец), Анастасия Чайникова (Б.Китяк) и Никита Катков (шк.№2).
Во второй возрастной группе лидером стала Анжелика Шишкина из Рожкинской школы, второе место присудили Насте Новокшоновой из с.Ст.Тушка, а третье Набиуллину Рифату из школы с.Ст.Ирюк. В соревновании инсценировок победили ребята из Рожков. Вторыми жюри признало юных артистов из Калининской школы, а третьими - восьмиклассников из лицея.
Но главное все же не места и не грамоты. Если в ходе этого праздника ребята чуть больше узнали о Великой Отечественной войне и о тех испытаниях, через которые пришлось пройти людям, они бережнее будут относиться к истории своей страны и не позволят никому ее исказить или переписать.
Людмила Карташова, фото автора.